Главная — История усадьбы — Храм Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила

И, какъ тайна, по древамъ свѣтитъ Храмъ,
Всѣ листы-цвѣты, какъ свѣчи, свѣтятъ тамъ.

К. Бальмонт, «На Дону» 1909

Первое упоминание о Храме Архистратига Михаила в селе Архангельское, как следует из актов вотчинной конторы села Скорняково, относится к 1680 году.
Вот как описывают историю Храма Воронежские Епархиальные ведомости в 1881 году:

«Село Архангельское и село Ивановское, хотя ныне составляют одно село, но прежде разделялись на два. Это доказывается тем, что в селе Ивановском в 200 саженях на север от нынешней Архангельской церкви была особая деревянная церковь, во имя Святого мученика Иоанна воина, (Ангела Графа Ивана Григорьевича Чернышева); а в Архангельском особая тоже деревянная во имя Архангела Михаила. Обе эти церкви в настоящее время не существуют, а на местах, где были их престолы, ныне стоит в селе Ивановском каменная часовня с оградой, близь нынешнего господского дома; а в селе Архангельском, при самом выезде из села по дороге в город Задонск, деревянный крест. Но когда именно оба те селения соединены вместе, сведений нет.

Из двух вышеописанных церквей прежде уничтожилась села Архангельского, по словам священника о. Елисея, очень давно; так как он, поступив в Архангельское священником в 1791 году, ее уже не застал; а существовала в то время церковь села Ивановского и называлась домовой Графов Чернышевых, которая впоследствии была опечатана объезжавшим Епархию Воронежским Епископом Мефодием, как по древности ее, так и потому, что она не имела названия приходской, а домовой. По сей причине была заложена в селе Архангельском новая каменная церковь во имя Архистратига Михаила с приделом во имя Святого мученика Иоанна воина, оконченная в 1812.

В 1810 году старую деревянную церковь во имя святого мученика Иоанна воина разобрали, а на ее месте воздвигли за усадебным домом каменную в виде пирамиды часовню, крытую железом с позолоченным крестом вверху. Вышиной та часовня до креста 5 с половиной аршин, окружена каменной оградой, в коей деревянные ворота и посажены деревья; пред часовней с западной стороны каменный большого размера стол на таковом же подножнике. Сюда каждый год 30 Июля, во время памяти святого мученика Иоанна воина, коему посвящен в Архангельской церкви придел в трапезе, бывает пред поздней святой литургией крестный ход при многочисленном стечении народа и окрестного духовенства, совершается молебен святому мученику Иоанну и освящение воды. В это время в Скорняково ежегодно бывает ярмарка на церковной площади, с ярмарки в пользу церкви бывает сбор от 50 до 60 рублей, на эту ярмарку приезжают купцы с разным товаром из Ельца, Липецка, Лебедяни и Задонска. Под 30-е Июля совершается всенощное бдение, а за тем в церкви между ранней и поздней литургией молебны святому мученику Иоанну. И каждый прихожанин никогда не посмеет пройти мимо этой часовни с покрытой головой, а непременным долгом считает сделать один или три поясных, а иногда земных, поклона. Народ свято чтит святого мученика Иоанна воина и почитает его за великого угодника Божьего как целителя всяких болезней, карателя обидчиков и наказателя крадущих чужие имения. Что, впрочем, выражено в церковной службе и житии сему святому."
Новую каменную церковь Архангела Михаила с Приделом Иоанна воина заложили в 1799 году, закончили вчерне в 1810, а освятили в 27 июля (по ст. стилю) 1812 года. Владельцем имения Скорняково-Архангельское в те годы был Граф Григорий Иванович Чернышев, и хотя в церковных приходно-расходных книгах значится, что Храм строился на средства прихожан, скорее всего главным жертвователем был Граф Чернышев, унаследовавший огромное состояние от своего отца Ивана Григорьевича.

Имя архитектора Храма Архангела Михаила нигде не упоминается, однако общеизвестно, что основным архитектором для Чернышевых был Матвей Федорович Казаков — известный московский архитектор и один из основоположников классицизма. Этот факт, а также стиль Палладио в архитектуре указывают на то, что Храм строился либо по типовому проекту Казакова, либо по проекту одного из его учеников.

В 1812 году в новую Архангельскую церковь в придельный иконостас из церкви Иоанна воина были перенесены образа Спасителя, Божьей Матери, святого Архангела Михаила, святого мученика Иоанна воина и святого Николая чудотворца, Смоленской Божьей Матери в шитом золотом и серебром с блестками венце и Боголюбской Божьей Матери в серебряной вызолоченной ризе, а также Святой Антиминс атласный зеленый (освящен 22 Марта 1791 г.) В нем святые мощи; подписаны Иннокентием Епископом Воронежским и Черкасским; обвит платом шелковым красным объяринным. Прочие святые иконы с иконостасом и клиросы столярной работы отданы в село Нижнее Дрезгалово в церковь Сергия чудотворца.

В 1812 г. часть церковной казны была пожертвована на составление нового ополчения против Наполеона.

По смерти Григория Ивановича Чернышова в 1837 году село Архангельское и село Тростяное были унаследованы его дочерью Натальей Григорьевной Муравьевой — женой генерала Николая Николаевича Муравьева. И с 1839 года уже Николай Николаевич берет на себя заботу о церквях в Скорняково и Тростяном.

В 1866 году в Архангельской церкви прошло отпевание Н.Н. Муравьёва-Карского, после чего его тело было перенесено в Задонск, где, по завещанию, было погребено у алтаря Владимирского храма Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

В 1930 году церковь была закрыта.

Последним священником этой церкви с 1923 по 1930 гг. стал священномученик Измаил Базилевский. Родился 7 июля 1881 года, в 1915 году был рукоположен в диакона, а затем в иерея, и определён священником в церковь с. Отскочное прослужив здесь до 1923 года. Далее был переведён в Архангельскую церковь с. Скорняково до 1930 года. После закрытия церкви поселился в Воронеже и с 1930 г. работал счетоводом на заводе СКГ. 5 августа 1940 года был арестован по обвинению в «антисемитизме, восхвалении царского строя, враждебно настроен к Советской власти, среди своего окружения распространял контрреволюционную агитацию». Судебной Коллегией по уголовным делам Воронежского Облсуда 17 сентября 1940 года по ст.58−10 ч.1 УК РСФСР был приговорён к 10 годам ИТЛ и 5 последующим годам лишения гражданских прав. Виновным себя категорически не признал. Отбывал наказание в Казахстане, Караганадинской области, Карлаге. Прибыл туда в марте 1941 года, а 31 августа 1941 года последовал новый арест. Был арестован в Карлаге по обвинению в том, что «систематически в июле-августе 1941 г. среди заключенных высказывал контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй. Подсудимый Базилевский вину в предъявленном обвинении не признал…» 17 ноября 1941 года священник Измаил Базилевский был расстрелян.

4 декабря 1992 года Генеральной Прокуратурой Российской Федерации был реабилитирован. 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13−16 августа 2000 г.) по представлению Алматинской епархии священник Измаил Базилевский был канонизирован в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 2008 году на частные пожертвования началась полномасштабная реставрация Храма, которая была завершена в 2013 году. 21 ноября 2013 года Митрополит Липецкий и Задонский Никон провел освящение Храма.
Интересные факты.

В кладовой, находящейся в левой арке под колокольней, церкви села Архангельского хранилась собственноручная переписка Императрицы Екатерины во времена ее молодости с фельдмаршалом Графом Захаром Григорьевичем Чернышевым, вынутая Александром Дмитриевичем Чертковым во время управления его сей вотчиной. В конце 19 века эта переписка была подарена Чертковым царю Николаю Павловичу, как семейная реликвия Романовых.

Наталья Григорьевна Муравьева — супруга Николая Николаевича Муравьева-Карского была страстной курильщицей, из-за чего с ней раз случилась довольно комичная история. Наталья Григорьевна и ее племянница Софья Никитична, обе очень набожные, собрались слушать торжественную обедню. В церкви они углубились в свои молитвенники, как вдруг Наталья Григорьевна вспомнила, что давно уже не курила, и, вытащив из кармана портсигар, преспокойно закурила папироску у одного из паникадил. Софья Никитична в ужасе. Наталье Григорьевне напоминают, что она в церкви и что курить, поэтому нельзя. Она соглашается и, уже несколько взволнованная происшедшим, тушит свою папироску о затылок стоявшего перед ней лысого господина, которого приняла за колонну. Кажется, в тот день бедной бабушке не удалось дослушать обедню.